1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

102
103
63
64
66
89
90
91
92

Горячие предложения

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ -

    смотреть >>

    участие в психологических группах, семинарах и тренингах


  • ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ ЗАПОЯ -

    смотреть >>

    быстрая и эффективная помощь на дому

  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ON-LINE -

     

    смотреть >>

    экстренная помощь психотерапевта

     

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ. Начало обучающей программы в Хабаровске. 14 февраля 2015 г. 11-00.

ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ПСИХОТЕРАПИИ И КЛИНИЧЕСКОЙ НАРКОЛОГИИ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ. Начало обучающей ...

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ БАЗОВЫЙ КУРС во Владивостоке

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ   БАЗОВЫЙ КУРС во Владивостоке   28 - 30 марта 2014 г.   МОСКОВСКИЙ ГЕШТАЛЬТ-ИНСТИТУТ М...

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ БАЗОВЫЙ КУРС в Благовещенске

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ   БАЗОВЫЙ КУРС   в Благовещенске   11 - 13 апреля 2014 г.   МОСКОВСКИЙ ГЕШТАЛЬТ-ИНСТИТУТ ...

Карта гештальт терапии

PDF Печать E-mail

Автор: Питер Филиппсон

Эта статья была навеяна просьбами слушателей сделать обзор Гештальт терапии. Итак, есть все эти слова : теория поля, экзистенциализм, феноменология, контакты, осознание, селф, эго, ид, персона, диалог, эксперимент, прерывание контактов, слои невроза ... Как они сочетаются? Проистекают ли они друг из друга, или из более фундаментальной философской точки зрения?

Я хочу представить здесь мою карту Гештальт терапии, от основных философских принципов до их выражения в конкретных методах психотерапии.

 

Базовый уровень : Поле

Гештальт теория поля начинается с целостности. Нельзя сказать, что существуют "вещи", которые контактируют с другими "вещами", но что "Именно контакт, является самой простой и первой реальностью". Перлс, Хефферлин и Гудмен [1994/1951] (ПХГ). Это подчеркивается ПХГ снова и снова: "... мы всегда рассматриваем поле взаимодействия, а не отдельных существ. Если организм подвижен в большом поле и имеет сложную внутреннюю структуру, как

животное, то кажется вполне приемлемым говорить о нем от его лица ... но это лишь иллюзия ... " Таким образом, определение человека это определение поля субъект / среда и творческого приспособления, которое человек осуществляет в этом поле. Процесс приспособления в поле создает / определяет субъекта также, или даже более, чем субъект определяет это приспособление.

 

Глядя на мир, мы опознаем "вещи", но за ними стоят процессы - события, которые реорганизуют поле. Если я вижу стул, то это потому, что происходит взаимодействие света в видимой области спектра, стула, моих глаз, и моего мозга. С другой стороны, это зависит от масштаба : если бы я был размером с планету, то я бы вряд ли видел стул. На другом уровне, это функция моей культуры : Японец 17-го века не опознал бы стул как "стул". На еще одном уровне, это зависит от физиологии человека, при которой сидячее положение комфортно. Стул не будет стулом для лошади!

ПХГ дают замечательный процесс описания "настоящего" : "Настоящее это опыт частностей, которые некто разделяет на несколько осмысленных возможностей и преобразует эти возможности в единую конкретную новую частность". В каком-то смысле, этот процессуальный подход говорит о том, что строительные блоки из которых построен мир, находятся в движении (что математики бы назвали "вектор количества") - бытие и становление (как сказал бы Бубер).

 

Поскольку теория поля занимает центральное место в данной карте, я хочу сказать еще несколько слов о теории поля, на основании положений, описанных Парлеттом [1991]. Парлетт говорит о пяти принципах, которые я назову, а затем кратко прокомментирую.

 

1. Принцип организации

 

Это значит, что "смысл вытекает из изучения общей ситуации, совокупности сосуществующих фактов". [Парлетт, 1991]. Так, в Гештальт теории поля, не существует такого понятия, как "чисто" интрапсихическая деятельность. То что мы думаем, чувствуем и делаем основывается на нашем взаимодействии с окружающей нас средой в данный момент.

 

2. Принцип современности

 

Это гештальтистское "здесь и сейчас". На нас не влияет прошлое, которое больше не существует для нас. На нас влияют наши воспоминания о прошлом (и нам выбирать, какие из множества наших воспоминаний мы привносим в настоящее время) и наши ожидания и уроки из нашего прошлого. Все это присутствует в поле в настоящем, как и все что напоминает в поле о прошлом (люди, фотографии и ситуаций, которые в некотором смысле параллельны прошлым событиям).

 

Люди в Гештальт терапии регулярно меняют структуру, того как они помнят, и как они относятся к урокам детства.

 

3. Принцип уникальности

 

"Каждая ситуация, и каждое поле человек - ситуация уникальна". [Парлетт, 1991]. Как Гештальт терапевт, я не могу механически реагировать на клиентов. Мы со-здаем терапию, что бы соответствовать конкретному терапевту, клиенту, и жизненной ситуации клиента. Все обобщения являются предварительными и могут меняться, где это оправдано.

 

4. Принцип изменяющегося процесса.

 

Поле постоянно меняется. Так в Гештальт терапии, гомеостаз и творчество идут рука об руку. Я должен прийти к какому-то равновесию с моей средой (гомеостаз), но это не может быть консервативным актом, поскольку поле меняется, и то, что работало прежде часто не работает сейчас. Поэтому я должен изобретать новые способы балансирования между моими потребностями, интересами и возможностями окружающей среды (творчество).

 

5. Принцип возможной значимости

 

Он гласит, что любая часть поля, возможно, имеет отношение к ситуации, и, возможно, к ней придется обратиться. Это то, что Перлс имел в виду, называя Гештальт "терапией очевидного". Я помню одну учебную группу, где интересный процесс начался с моего замечания, о том что они используют потрясающее количество туалетной бумаги.

 

Сейчас я перейду к тому, как полевой подход влияет на другие аспекты Гештальт теории.

 

Селф и другие

 

"Теперь"селф" не может рассматриваться иначе как через поле, как и день, может быть не понят иначе как, через контраст с ночью ... "селф" определяется через противоречие с другими. Существует граница между селф и другими, и эта граница - суть психологии. " Перлс [1978/1957]

 

Что означает понятие "селф" в этом поле? Для ПХГ, это означает очень мало само по себе, а его полярные качества с "другим", как и "большой" и "маленький" имеют смысл только в контексте, и в отношении друг друга. ( "селф" это не то же самое, как "организм", как и "другой", не тоже, что "окружающая среда", в этой теории.) В основе этой поляризации два процесса, идентификация и отчуждение, которые называются ПХГ эго функцией селф. Я идентифицируюсь с некоторыми аспектами поля и обозначаю это как "селф"; другие аспекты я отчуждаю, и обозначаю их как "другое". Но форма селф неразрывно связана с формой другого, и наоборот. Путь которым я конфигурирую мой опыт и мое селф зависит от того, как я конфигурирую мое окружение (и наоборот). Следует отметить, что, когда пишу о "конфигурировании", я имею в виду не словесное обозначение, а конфигурирование, следующее из моих действий. Например, написанием этого, я конфигурировал себя, как учителя / того кому есть что сказать / писателя ... и конфигурировал окружающую среду как читателей, люди с заинтересованных (или

не заинтересованых) в том, что я говорю. Перед этим я обедал с моей семьей, и конфигурировал себя как семьянина, человека с обедающего и т.д., а мою среду - как семью, питание ... Хорошей метафорой является рисунок Эшера, на котором изображены две руки, каждая из которых рисует другую.

 

Экзистенциализм и феноменология.

 

Экзистенцизм был философской противоположностью дуализма, присущего Платоновскому и Картезианскому мышлению : дух и материя, душа и тело.

Экзистенциализм делает главным "есть-ность" (is-ness) существования, а не атрибуты. Существует большое разнообразие выборов, которые люди делают, и отношения людей с данностями этого мира, например, смертью. И это именно то, что предлагает Гештальт теория поля. Поле первично, опыт возникает из поля, "селф" и "другие" - процессы в поле, наш выбор конфигурирует поле, значение возникает из взаимодействия в поле, а не из уже имеющихся "сущностей". Вместо Аристотелевского "не исследованная жизнь не стоит проживания", мы имеем "не прожитая жизнь не заслуживает исследования". Феноменология утверждает, что, хотя, то что мы воспринимаем окрашено нашими представлениями и нашим способом восприятия, мы можем научиться уделять пристальное внимание тому, что наши органы чувств на самом деле говорят нам. Мы также можем научиться определять какие наши представления мы привносим в ситуацию, и удалять их за скобки, таким образом, приближаясь к возможности взаимодействовать с нашей окружающей средой непосредственно. Заметьте сходство с континуумом осознания в Гештальт терапии.

 

В гештальте также не существует дуализма между "сознанием" и "телом" : нет опыта без тела. Это близко с экзистенциализмом у Мерло-Понти [1962 ], который говорил о "живом теле" в качестве основы для опыта.

 

Феноменологическая основа в "данности" опыта тела и быстрое осознавание возможностей среды (то, что ПХГ называют "Ид") создает основу для контакта и процессов наделения смыслом, которые я буду сейчас обсуждать.

 

Фигура-фон.

 

Эго функции идентификации и отчуждения поможет нам сделать больше, чем определить селф и других. Это процессы творческого приспособления.Из "данности''/Ид, я идентифицирую, что есть в окружающей среде интересного, нового или нужного для меня - делаю его фигурой - и отчуждаю то, что не представляет интереса для меня - делаю его фоном. То есть, когда мы говорим об эго функций, мы говорим о формировании фигуры/фона: две различные формулировки одного и того же действия. Другие имена, даваемые в гештальт теории одному и тому же процессу: осознавание; выбор; творческое приспособление; агрессия; ответственность; и контакт/избегание. Все это совершенно тот же процесс.

 

Заметьте что это процесс, как бы мы его не назвали, не "внутренний" или "психический", и не обязательно вербализуемый, но процесс ориентации и действия в поле, включающий взаимодействия, движения и коммуникацию также, как ощущения и эмоции . Хотя мы можем отделить их, и подумать о том, что мы делаем прежде чем сделать это, они не являются независимыми друг от друга. Некоторые ситуации достаточно сложные, и наш выбор достаточно важен, так что мы должны остановиться и задуматься, прежде чем действовать. Это остановка и мышление уменьшает живость наших контактов с окружающей средой, но в некоторых случаях (например, ситуации, когда я хочу провести дипломатические переговоры с некоторыми влиятельными Другими) я вполне рад избежать некоторой потенциальной живости!

Разделение которое мы при этом делаем пререрывает процесс контакта (т. н. "эготизм") в интересах повышения эффективности контактов в сложной ситуации.

 

Диалогическая терапия.

 

Основой для диалогического метода в Гештальт терапии является то, что Гештальт теория поля неизбежно диалогична : терапевт, и клиент совместно создают друг друга в своем контакте. Диалог указывает на поле, а не на людей. Таким образом, терапевт предоставляет собой другого, в отношении с которым клиент исследует себя. Это особого рода диалог, не сводящийся к словесному обмену, но включающий все, как мы будем действовать в отношении друг друга и

ожидать друг от друга действий по отношению к нам. Вопросами в этом диалоге являются : каким образом клиент представляет себя мне; как клиент поддерживает, или фрустрирует, меня в представлении меня ему/ей? С какими характеристиками клиента он идентифицируется - "Это то, что я хочу" (то, что ПХГ называют функцией персоналити)? Если клиент приносит проблемы, мечты, сны, воспоминания, то, в чем важность этого здесь и сейчас, и что он / она хочет от меня, сообщив мне об этом? Что я хочу здесь и какие части этого являются действительными частями терапии, которые ориентированы на ожидания клиента?

 

Возвращаясь к обсуждению принципов теории поля, диалог является примером "принципа уникальности" : создание уникальных людей в уникальном поле.

 

Эксперимент

 

Другие, в отношениях с которыми я являюсь селф не только другие люди. По "принципу возможных значений", они также включают в себя всю мою среду, в том числе неодушевленные предметы вокруг меня, а также аспекты моей деятельности, от которых я в настоящее время отказываюсь, занимаясь чем то другим. В гештальт экспериментах, я могу исследовать, как я, отношусь к этим аспектам других, и попробовать новые способы, отношения. Так, в связи с неживой окружающей средой, я могу изучить мое использование моих чувств : взгляд, прикосновения, обоняние. Или я могу изучать мои предпочтения : я люблю это, но не это, или этот аспект, а не этот аспект. В отношении аспекта моего функционирования, с которым я не согласен, я могу вступить в диалог - знаменитый гештальтистский "пустой стул". Цель - создать "безопасное критическое положение"': безопасное место в котором я могу принять тревогу выхода за пределы знакомого и риск сделать по другому.

Конечно, предлагая эксперименты клиентам, я также участвую в диалоге в том смысле, что я обсуждал выше. Конфигурируя себя как поставщика экспериментов, я поощряю клиента конфигурировать себя как человек, который принимает мои советы. Поэтому мне необходимо решать, что я считаю целесообразным с данным клиентом. Например с послушным клиентом, я буду очень осторожен, в том, что бы не предлагать эксперимент , потому что тем самым, я буду ожидать, что он сделает это для меня, вместо того, что бы спросить его/ее о том, интересно ли ему/ей и хочется ли сделать то, что я предлагаю. Я следую эмпирическому правилу, не вводить эксперименты до тех пор, пока у меня нет хороших доказательств способности клиента сказать "нет" мне, даже / особенно если клиент хочет от меня советов ему / ей, что делать. Иногда я даю клиентам абсолютно бессмысленные задания до тех пор, пока клиент не понимает, что мои инструкции никуда не приводят его; однако это трудно сделать так, чтобы клиент не решил, что вы над ним издеваетесь.

 

С клиентом, который привычно говорит "нет", может стать экспериментом само по себе предложение рискнуть принять мои предложения, и принять меня как кого то авторитетного, который также является безопасным и на его стороне. Я должен особенно в данной ситуации не надеяться на какой-либо конкретный результат, и быть готовым как исследовать процесс, с помощью которого клиент говорит "нет", так и последствия говорения 'да'.

 

Прерывания контакта.

 

Это часть нашей основной человеческой способности преодолевать ситуации, в которой мы оказываемся, и обнаруживаем, что можем прервать контакт, если мы находим его слишком тревожным, или не отвечающим нашим запросам. Некоторые комментаторы используют Гештальт теорию, чтобы сказать, что прерывания плохи сами по себе, и либо соглашаются с этим, либо предлагают различные "толкования" гештальта, чтобы сделать их хорошими, или прекратить их называть "прерываниями". Но из ПХГ ясно, что в основе невроза лежит не прерывание контакта, но потеря эго функции, что влечет за собой потерю выбора в процессе контакта или прерывания.

ПХГ говорят об автономных критерия опыта : является ли содержанием моего опыта четкая, ясная, яркая, целостная фигура? Если нет, если она тусклая, запутанная, или лишенная энергии, то я избежал чего-то в окружающей среде или в моих потребностей, и фон требует энергии из фигуры.

 

Следущий момент, о котором часто забывают, это то, что гештальт - терапия, которая придает особое значение не конфлюентным отношениям между терапевтом и клиентом. Таким образом, мы можем настроить наше взаимодействие различными путями. Клиент может прервать контакт, а терапевт при этом не быть прерванным - так как феноменологически терапевт не нуждается в каком либо специальном контакте, но может относится с интересом к тому, что делает клиент

(Точно так же, Уилер и другие делают упор на "структуре фона", предполагая, что фигура клиента является фигурой для терапевта, и то, что для клиента является фоном, является фоном и для терапевта, т.е. конфлюенция! Я не могу обратить внимание на фон, - он станет фигурой если я это сделаю. Но то, что фигура для меня не всегда, и зачастую не фигура для клиента.)

 

Цикл осознавания (awareness).

 

Я написал об этом подробно в Гештальт Polemic. Это не согласуется с теорией Гештальт, которую я представляю здесь, но согласуется с тем, что происходит с нашим осознаванием, если мы добавим задержки, мышление и планирование (что ПХГ называют "эготизм"). Когда единая активность ощущение / осознание / мобилизации энергии / действия для окончательного контакта становится разделенной и последовательной: это цель эготизма, отсрочить действия в трудных условиях, когда мы хотим попытаться вещи из фантазии воплотить в жизнь в мире.

ПХГ имеют свой цикл : 1) преконтакт : данность / Ид; 2) контактирование : эго / создание фигуры и фона; 2) окончательный контакт : полная занятость четкой фигурой, не заинтересованность в фоне; И постконтакт : переход обратно в Ид. Каждый из этапов включает разные уровни чувствования, осознавания, активности, действий и контактирования. Каждый аспект цикла рассматривается в отношениях, а не интрапсихически, как у Зинкера. Поверхностно эти теории похожи, но абсолютно различны по лежащим в основе предположениям и философии.

 

Слои невроза

 

Это включается в карту значительно лучше. "Тупик", это там где мы предпринимаем экзистенциальный риск выхода за рамки нашей идентификации / функции персоны / "слоя играния ролей" и испытваем тревогу, присущую этому. The "имплозия" (внутренний взрыв) это движение от потери эго функции и простоты "делания того, что я всегда делал", к экзистенциальному вопросу "Что я выбираю?", связанному с риском. Сначала я потерян, без внешних ориентиров и пространства для выхода моей энергии (внутренний взрыв), потом я выбераю, направляю свою энергию и "взрываюсь" (внешний взрыв) в единстве, цвете и

благодати (автономные критерии). С этой точки зрения, становится ясно, что место Гестальт экспериментов в переходе от играния ролей личности к осознанию потери эго функций и тупика. Представляется интересной с этой точки зрения новая книга Польстера "Population of Selves" (в русском переводе "Обитаемый Человек") направленная на переопределение Гестальт терапии в качестве терапии, скорее слоя играния ролей, а не экзистенциального тупика (см. мой обзор в

British Gestalt Journal, Филиппсон, 1996 год).

 

Заключение

 

Я надеюсь, что это обсуждение того, как различные нити гештальт теории сплетаются вместе и поднимаются на гештальт теории поля, образуем полезную карту страны гештальта. Я сознаю, что это одна из возможных карт и различные теоретики нарисуют карту разными путями. Надеюсь, что каждая из этих карт из этих карт будет разработана (как Польстер сделал), так что диалог между четкими фигурами станет возможным.

 

Оригинальный текст статьи взят http://www.123webpages.co.uk/user/index.ph...gc&pn=10702

Перевод - А.В. Смирнов, 2007 г.

Перевод Алексея Смирнова. По материалам сайта www.gestaltlife.ru.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сообщество


?????!

Нужные слова




Notice: Undefined variable: alt_text in /home/u44591/gptc.ru/www/modules/mod_jvclouds3D/helper.php on line 625

Голосования

Зачем Вы посещаете психотерапевта?

 

 

 

 

 

 

 


  Итоги

Полезности

RSS

Обновления на сайте Центр Психотерапии г.Хабаровск Обновления на сайте Центр Психотерапии г.Хабаровск

Подписка

Введите Ваш email адрес:

Delivered by FeedBurner

 

На формуе


Смотреть все записи

Территория психотерапии

Наши организации располагаются по разным адресам, что бы свести к минимума возможность заблудиться и посетить конкурентов, мы предлагаем Вам ознакомится с правильной картой. Здесь.

Обратная связь

Если мы вам понравились - это хорошо. Если нет, это тоже неплохо поскольку именно с Вашей помощью мы сможем стать лучше. Свяжите нас обязательствами. Здесь

Следы на песке

Понравилась статья, картинка или просто в душе возник какой то отклик??

Поделись этим, не дай пропасть уникальному эпизоду со-творчества. Здесь

reality developing: